Выставка работ семьи Рабиных-Кропивницких в Музее личных коллекций

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций, Фонд "Общество поощрения художеств" представляют выставку "Оскар Рабин, Валентина Кропивницкая, Александр Рабин". Живопись и графика из частных собраний (Москва, Париж, Дюссельдорф). С 28 марта по 20 мая 2007 года.

На первой в Москве персональной выставке художников семьи Рабиных-Кропивницких представлено около 80 произведений живописи и графики (1960-1970-х годов и "французского периода" - после 1978 года).

Эта выставка не ограничивается только искусствоведческим аспектом; ракурс, предложенный ее организаторами иной, ее контекст шире - она затрагивает и политический аспект, и культурологический, и философский. Это история трех человеческих судеб, история борьбы за свободу творческой личности, пример ежедневного мужества и верности своим этическим и эстетическим идеалам.

В 1960-70-е годы ХХ века Оскар Рабин был лидером московского авангарда. Рядом с ним всегда находилась его жена - Валентина Кропивницкая, художница, создавшая яркий, оригинальный, чрезвычайно убедительный мир графических пейзажей. Их дом в Лианозово стал одним из центров неофициального искусства, а объединившиеся вокруг Оскара художники вошли в историю под названием "лианозовская группа". Сын Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой - Александр Рабин (1952-1994) - разделил с родителями их призвание (он тоже стал художником) и вместе с отцом был участником и одним из организаторов знаменитой "Бульдозерной выставки" на пустыре в Беляево.

В 1978 году, во время поездки во Францию, Оскар Рабин Указом Президиума Верховного Совета СССР был лишен гражданства - семья Рабиных оказалась в вынужденной эмиграции. В январе 2006 года Оскару Рабину и его жене Валентине Кропивницкой были вручены новые российские паспорта, а в марте Оскар Рабин стал лауреатом премии "Инновация", первой отечественной государственной премии в области современного изобразительного искусства, учрежденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии в номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства".

Уникальная выставка работ семьи Рабиных-Кропивницких состоялась во многом благодаря активному содействию Фонда "Общество поощрения художеств", целью которого является поддержка и развитие современного изобразительного искусства, а также содействие духовно-нравственному возрождению и культурному просвещению общества.

Выставка произведений трех художников - членов одной семьи, родителей и сына - казалось бы, априори предполагает сравнения, поиски взаимовлияний, творческих перекличек. Однако нынешний проект предполагает иной ракурс восприятия. Эта выставка посвящена трем ярким индивидуальностям, сохранившим верность своим внутренним убеждениям и чувству прекрасного, которое в искусстве каждого из них воплощалось по-своему. Концепция выставки не ограничивается историей художественного процесса. По замыслу организаторов ее контекст шире - она затрагивает и политический аспект, и культурологический, и философский. Это история борьбы за свободу творческой личности, пример ежедневного гражданского мужества и верности своим этическим и эстетическим идеалам. Это история взаимоотношений творческой личности и государства, в которой политические игры и государственный произвол вступают в глубокое противостояние с личной и творческой свободой.

История отечественного искусства 1960-х-1970-х годов еще не нашла адекватного отражения в искусствоведческой литературе. Уже сегодня очевидно, что это была великая эпоха, когда происходили серьезнейшие изменения в структуре восприятия и миропонимания не только в нашей стране, но и в мировом масштабе - во всей европейской цивилизации. Однако в Советском Союзе этот перелом сознания имел особый, драматический характер. То, что появилось тогда в сфере культуры, стали называть "неофициальным искусством", искусством "нонконформизма" или "другим искусством". Отсутствие единой терминологии говорит о том, что современное искусствознание только подступает к анализу многих явлений художественной жизни ХХ века. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что "неофициальное искусство 1960-х" является ее важнейшим звеном, если не сказать - переломным моментом. Сам Оскар Рабин, ставший центром и даже стержнем движения нонконформизма, - личность не только хрестоматийная, но и легендарная, благодаря его смелости, верности своим принципам, готовности идти до конца, отстаивая свое право на свободу творчества. Рядом с ним всегда была его жена - Валентина Кропивницкая. Их дом в Лианозове, пригороде Москвы, стал местом объединения нескольких неформальных художников, которых позднее стали называть "лианозовской группой". По воскресеньям в единственной 18-метровой комнате устраивались просмотры картин, шли горячие диспуты, читали свои стихи Генрих Сапгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов и другие молодые поэты. Сюда часто приходили представители творческой интеллигенции: известные ученые, музыканты, поэты, писатели - Святослав Рихтер, Илья Эренбург, Борис Слуцкий, Евгений Рейн, литературовед Леонид Пинский, искусствовед Илья Цырлин, московские коллекционеры Георгий Костаки, Е.Нутович, Леонид Талочкин, Александр Глезер и другие. По воспоминаниям Владимира Немухина, Костаки не раз говорил: "Вот, голубчики, запомните: Рабин - художник номер один". Сын Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой, Александр Рабин разделил с родителями и их призвание (он тоже стал художником) и их отношение к официальному искусству. Вместе с отцом он был участником и одним из организаторов знаменитой "Бульдозерной выставки" на пустыре в Беляево. В 1978 году Александр остался вместе с отцом, лишенным советского гражданства, во Франции и в 1994 году трагически погиб.

Музеи России

www.museum.ru