Пресса/ по рубрикам/ Арт Москва 2008

"Арт-Москва"-2008 как конспект достижений в искусстве. Культура Портал

На двенадцатом году жизни (что для ярмарки современного искусства в нашей стране возраст солидный) "Арт-Москва" обновляет стратегию. При таком стаже застрельщики "Арт-Москвы"-2008 - компания "ЭКСПО-ПАРК. Выставочные проекты" и Экспертный совет, состоящий из видных отечественных и зарубежных галеристов, могут подводить промежуточные итоги своей бурной деятельности. Начали с работы над ошибками, решив извлечь уроки из накопленного опыта. Прежнему "обжорству" предпочли диетический режим, курс на самоограничение. Ведь рынок рынком, но показывать contemporary art (СА) необходимо с самой выигрышной стороны: памятуя старую формулу "товар лицом", можно надеяться на максимум выгоды.

Елена ТИТАРЕНКО

Эксперты рассмотрели двести с лишним заявок под девизом "Лучше меньше, да лучше": вместо прежних семидесяти галерей только 45 наиболее достойных допущено к участию в ярмарке, занявшей весь Центральный дом художника - "7 500 кв. м брутто", написано в пресс-релизе. Сократили географию, отказав претендентам из Латинской Америки и Азии. В ряду избранных осталось только

12 стран, причем сугубо из Европы. Россия же встала плечом к плечу с Францией, Германией, Италией, Венгрией и прочими державами, чья почва в разные годы давала обильные всходы новаторского искусства... Правда, если считать и стенды негоциантов, и спецпроекты, экспозиция отсылает к мировому художественному процессу в целом: тут и знаменитые американцы, и восходящие звезды Китая и Южной Кореи, и остававшиеся для нас в тени кубинцы, финны, сербы, и обитатели других земель, которым раньше "арт-москвичи" уделяли меньше внимания.

Впрочем, прежде всего "Арт-Москва" - дайджест галерейной жизни столицы. Отличное средство восполнить пробелы, если вы не успели, к примеру, дойти до не очень близкого "Газгольдера", посмотреть россыпь выставок в других столичных галереях, разбросанных по всему мегаполису, в том числе за Садовым кольцом. А давно ли московских художников и критиков обвиняли в том, что именно этим топографическим рубежом ограничивается их интерес к происходящему в родной стране! Ныне contemporary art привычно штурмует город со здоровой агрессивностью и всепрощением к тем, кто все еще морщит нос при упоминании "актуалов".

Мы посвящаем отдельный материал тому, как "Арт-Москва" вписалась в программу "Ночи открытых галерей". А я лишь напомню, что наша ярмарка-ветеран, в сущности, проложила путь иным масштабным акциям и проектам в сфере СА - в первую очередь Московской биеннале и молодежной биеннале "Стой! Кто идет?" (ее мы ждем нынешним летом). Они втягивают в свою орбиту целый город, а главное, заражают любопытством к актуальному искусству широкие слои публики, не склонной посещать академические музеи. В залах ЦДХ, где "Арт-Москва" работала только пять дней, бросилось в глаза множество юных лиц. Посетители младшего поколения, от 16 до 30 лет, вели себя раскованно: включались в интерактивные проекты, вступали в диалог с художниками, пытались потрогать, покрутить, чуть ли не на зуб попробовать самые "забойные" экспонаты. Изучали свое отражение в электронном кривом зеркале "ХL-галереи", пили водичку, струящуюся из поставленного у входа в "Айдан-галерею" фонтана "Поток сознания" (Марина Белова и Алексей Политов создали из фанеры "обрусевшую" версию роденовского "Мыслителя"). Прислушивались к лирическим мелодиям, каковыми Юрий Шабельников оживил стенд Марата Гельмана, уменьшив дощатый сортир до размеров, правда, не слишком миниатюрной "Музыкальной шкатулки". В руки не возьмешь, но и не войдешь... Вот ведь почти всегда так с СА: манит, кажется таким близким и понятным, а внутрь не очень-то и впускает!

Словом, публика, на добрую треть состоявшая из тинейджеров, выказала явную увлеченность арт-процессом. Возникновению такой атмосферы способствовала и репутация ярмарки - модной, веселой, даже "отвязной", - и лучше, чем в прежние годы, продуманная, освобожденная от "мусора", грамотно выстроенная экспозиция. Не секрет, что большинство из нас, чьи карманы не обременены крупными суммами в у.е. (именно в них назначают цены), на ярмарку ходит как на выставку - посмотреть, что творится в арт-мире, разнюхать, где какой свежачок, подышать этим специфическим воздухом; если повезет, уловить кое-какие тенденции. Говорить о них подробно сейчас не время, тем более что и ярмарка не смогла их показать сколь-либо выпукло. При наличии всех основных брендов налицо привычная всеядность: живопись а-ля реализм рядом с геометризмом, скульптура из дерева и поролона, "живые", то есть интерактивные, инсталляции наряду с фотосериями покойных классиков - перечислять придется мучительно долго. Нельзя даже сказать, что во главу угла поставлен аттракцион, как подчас на некоторых выставках: произведений серьезных, "проблемных", затрагивающих злободневные темы ничуть не меньше, чем "живеньких" и развлекательных. А вот с чем беда, так это с глубиной смысла: вещи с подтекстом, где под одним, сугубо внешним пластом содержания считывался бы второй и третий (за это мы и ценим классику), можно пересчитать по пальцам.

Есть еще беда: самые серьезные произведения, посвященные наболевшему, при внесении на ярмарочные стенды, увы, неминуемо превращаются в салонное искусство. Так произошло с бегущей электронной строкой от западной звезды Дженни Хольцер (галерея Фолькера Диля) или гигантским холстом "Красная Пьета" Алексея Беляева-Гинтовта на стенде галереи "Триумф", который превращен в тематическую выставку о межконфессиональных проблемах. Между зрителем и подобными работами порой вырастает невидимый барьер, и проникнуть за него удается не всем. Честно говоря, сделать это мешает хотя бы обилие артефактов, которые нужно переварить в лихорадочном темпе, передвигаясь в гуще толпы. Вдобавок оценивать творчество того или иного автора приходится в отрыве от контекста, каким ценны персональные выставки.

Впрочем, ярмарка замечательна - да простят мне ученый термин - интерконтекстуальностью. Когда в одном пространстве встречаются столь разные величины, как Джулиан Шнабель и "наивный" Павел Леонов, по-иному расцениваешь масштаб каждого (сравните-ка автопортрет американца и написанный на клеенке портрет "Есенин в Баку" от 88-летнего русского художника из глубинки!). А если между ними затесались советские нонконформисты 1970-х с "Деревянными истинами" (так назван один из спецпроектов), в воздухе начинают проскакивать искры. Место, освобожденное от "торгового элемента", предоставлено "чистому", якобы непродажному искусству. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что и всё это готовы продать за милую душу, просто определенные "культтовары" собрали в тематические стринги. Однако глупо упрекать ярмарку в том, что она - ярмарка; понятно, чтобы разогреть интерес публики, а также усмирить злобных критиков, кое-где негоцианты прикинулись идейными культуртрегерами. Мы не в накладе - смотреть-то стало интереснее. Почему бы не познакомиться поближе с целым рядом мастеров, о которых раньше мы в основном только слышали, например, Микеланджело Пистолетто или Дэвидом Салле?

Кроме пафосного "Евангельского проекта" Дмитрия Врубеля, а также хулиганского "Нового левого видео" от скандальной группы "Синие Носы" (они якобы знают и всех учат, каким должен быть "социально близкий" соотечественникам видеоарт), нам предложено оценить "Классиков", привезенных из Хельсинки галереей "Forsblom". Георг Базелиц, Джулиан Шнабель, Жан-Мишель Баскья - экскурс в "героические" 60-е и 80-е, Ари Каккинен со снимками "бельевых" инсталляций и картинки Ирины Затуловской - из наших дней. Похоже, ездить в Москву и вправду небесполезно, раз везут сюда не только графику и фото, но живопись и скульптуру крупного формата, как "Две пересекающиеся линии" в металле от Бернара Вене. По сути, нет разницы между коммерческой зоной и разделом спецпроектов: имена повторяются, и всюду ощутим привкус "просветительства", пусть и в расчете на дивиденды.

По соседству с "Классиками" из "свободного мира" приткнулся в углу легендарный кубинец Качо, водрузив на подпорки из весел старые атрибуты домашнего уюта - кресло-качалку, тумбочку, радиоприемник (инсталляция "Разговор"). Лауреат Гран-при биеннале в южнокорейском Кванджу, живущий в Гаване Алексис Лейва Мачадо как раз умеет говорить тихо, лаконично и непафосно, но коснуться сразу многих острых вопросов и запустить цепь ассоциаций.

После весел и лампы-ночника видишь российский ретропроект "Деревянные истины" и сразу чувствуешь разницу: уж наши-то концептуалисты с соцартистами тихими быть не хотели. И дерево - исконно русский материал, уютный и теплый, в 60-е сменивший официозную бронзу, при всей затейливости композиций, понимании законов физики (вес, объем, пространство) - у Александра Соколова и Бориса Орлова со товарищи похоже на материал, из коего легко смастерить оружие. Да оно и было таковым: взгляните хотя бы на исполинские "Очки для каждого советского человека" от Леонида Сокова. Броситься в бой всегда готовы и экспоненты питерского "Института нового человека": коврики Тимура Новикова - чем не знамя, пятна битума на полотнах Сергея Бугаева-Африки - чем не следы сражения? В общем, переходя от русских художников к иностранцам, ощущаешь себя между молотом и наковальней...

Не растеряться окончательно помогал проект "Art Books" ("Книги об искусстве"), собравший в "хвосте" экспозиции издательства, журналы и "частников" вроде "Art4.ru" или "Галеев Галереи", специализирующихся на публикациях. Остроумнее всех поступила хозяйка галереи "Арт-Марин" Марина Звягинцева, повесив как знак проекта "Вторые руки" паутину (намек на веб-сети)... из канализационных стоков, знакомых каждому по собственной кухне. Здесь предлагали послушать (и посмотреть на мониторе) монологи критиков, разумеется, об актуальном искусстве.

Если лишь назвать имена художников, чье творчество, пусть на уровне конспекта, представлено "Арт-Москвой", выйдет эдакая доска почета - от покойной мегазвезды Энди Уорхола до юного Ростана Тавасиева, уже обретшего эпигонов. Здесь лауреаты всяческих премий - венецианского "Золотого Льва", нашей государственной "Инновации" и частных "Кандинского" с "Соратником". Внушает надежду массовое присутствие арт-молодежи (хотя в искусстве этот возраст простирается до сорока). Новые "звездочки" стремительно наращивают мускулы благодаря рисковым акулам арт-рынка, как та же Айдан Салахова, владельцы галерей Гельмана, "Риджина" или "Файн-Арт".

Что ж, "Арт-Москва" - наша ВДНХ от современного искусства. А тем, кто думает, будто это понятие предполагает только живущих ныне авторов, преподнесен урок: на стендах и Михаил Рогинский, и Борис Смелов, и даже довоенный фотограф Хорст П.Хорст - художники разных эпох, ушедшие в историю. Попадут ли в нее массы наших современников, можно пока лишь гадать. Впрочем, в этой ворожбе помогли бы результаты продаж. Никто, разумеется, не даст вам подробного отчета, что куплено и почем. Пока лишь известно, что в результате пяти дней работы ярмарки (плюс VIP-превью, сразу оставившее на стендах красные кружочки) ушло не очень много, зато наиболее дорогостоящего. Проданы работы самого высокооплачиваемого в мире современного художника Дэмиана Херста со стенда галереи "Триумф", практически вся экспозиция "Айдан-галереи", не может пожаловаться на неудачу и "XL-галерея". Даже позиционированный как некоммерческий (и лучший на ярмарке) проект "Русской галереи" из Таллина, сделанный Виктором Сачивко специально для Красноярской биеннале и получивший ее Гран-при, стал яблоком раздора между состоятельным российским покупателем и будапештским музеем современного искусства. А это всего лишь этнографическая игрушка: дома, тропинки, храм в центре села, деревья, жители за работой и в хороводе - хрупкие светящиеся фигурки на черноте "почвы" - миниатюрное воспроизведение деревни Хайдак, сибирской столицы православных эстонцев (сету). В начале ХХ века от безземелья в тайгу переселились три тысячи сету, а после репрессий по этническому признаку и жизни в "совке" в селе на Енисее их потомков осталось меньше двухсот, тем не менее создан музей сету. Но модель-инсталляцию из конфетной фольги, укрепленной в торфе, здание музея просто не вместило бы, рассказал галерист... Однако теперь платят и за "невечный" материал, и за эфемерность воспоминаний.