Тревожный карнавал. Газета "Культура"

Вячеслав Калинин в Третьяковской галерее

В Инженерном корпусе Третьяковки открылась выставка "Карусель жизни" - ретроспектива классика московского "андеграунда" Вячеслава Калинина, приуроченная к его семидесятилетию. Здесь представлены работы из запасников самой ГТГ, музея "Другое искусство" РГГУ, собрания автора, российских и зарубежных частных коллекций.

Встречает зрителя большой триптих "Карусель" (1990) - эпиграф ко всей экспозиции, квинтэссенция творчества Калинина. Перед нами красочно-тревожный вихрь, богатый цветом и деталями, захвативший гротескно изображенных персонажей. Все они - в движении, поэтому у женщины на переднем плане даже три ноги, одна из которых - полупрозрачная. "Карусель" - это работа зрелого мастера, давно нашедшего свои темы, стиль и язык.

Вячеслав Калинин родился в 1939 году в Замоскворечье. По словам самого художника, заинтересовался искусством он благодаря студенту-постояльцу. Тот постоянно рисовал в альбоме, а Калинин школьником копировал его рисунки, в шестом классе уже изрисовал все свои учебники и тетради. Будущий художник окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище. Большое влияние оказали на него "лианозовцы" - Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин. "Не помню, - вспоминает Калинин, - что было в первый день знакомства, но впечатление было настолько сильное, что через неделю я снова оказался там и смотрел, слушал, дышал". В 1969 году работы Калинина попадают за рубеж. В 1974-м он участвует в выставке авангардных художников в Измайлове, в 1975-м - на выставках в павильонах "Пчеловодство" и "Дом культуры" на ВДНХ, позже вступает в горком графиков на Малой Грузинской и в группу "Двадцать московских художников". Первая полноценная персоналка состоялась в 1980-м. В 1991 году Калинин с семьей навсегда уезжает в Лос-Анджелес, но с тех пор каждое лето возвращается в Россию.

Ретроспектива в ГТГ представляет творчество Калинина от самых первых его картин ("Операция", "Раки к пиву", "Портрет Е.Чичева") до новых ("Самурай и гейша", "Бесы", "Маяковскому и футуристам"). Замечательна его графика: "Охотник в заброшенной деревне", "Птицелов", "Индюшка". На Калинина повлияли многие - Дюрер, Босх, Кранах, Врубель, Лентулов... Об этом он говорит сам, но это видно и по его работам. В них послевоенная Москва соединена с духом итальянского Возрождения, красный цвет соседствует с бирюзовым, библейские мотивы - с литературными сюжетами. Полотна - автобиография художника. Тут он сам, его музы, бесшабашные друзья и знакомые: с кружкой пива коллекционер Леонид Талочкин, художник Анатолий Зверев в виде Вакха, на "Корабле дураков" плывут Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Анатолий Зверев и сам автор. Герои Калинина вечно на пиру, в их мире - изобилие возрожденческих натюрмортов. Наверное, так изживает художник опыт голодных детства и юности. Его странные персонажи пьют водку, закусывают пиво раками, наливают чай из самовара, рядом непременные лимоны, блюда с фруктами. На картине "Флора" изображена женщина с двумя лицами, она ест арбуз, на голове у нее пирамида из плодов и злаков, а перед ней - бокал и разрезанный лимон. Создает художник и натюрморты. Так, на переднем плане картины "Натюрморт. Голландия" лежат два рака - один уже в виде объедков, другой еще цел, граненый графин высится среди домов, а по небу несется колесница.

На протяжении всего творчества Калинин обращается к мотивам московской архитектуры (тут и Кремль, и соборы, и сталинские высотки), темам карточной игры, цирка. Щедры его полотна на одетых и обнаженных угловатых искусительниц. Иногда обращается художник-гедонист к теме старости и смерти. К таким работам относятся "Сон авиатора", "Старуха из деревни Пикалево (тетя Поля)", "Старьевщик", "Отражение памяти".

Картины Вячеслава Калинина - ода молодости, страсти, празднику, беззаботной жизни. Но при этом есть в них всегда нечто тревожное, какая-то неустроенность, предчувствие беды - относится это и к отдельным персонажам, и к атмосфере самих полотен. В его мире неуютно, праздник может кончиться в любую минуту и обернуться несчастьем. Его работы пронизаны ощущением зыбкости бытия. И столь любимый им красный цвет - сигнал тревоги и крик о помощи. Даже благополучная жизнь за океаном не помогла.

Хотя не слишком-то верится в эту эсхатологию. Силен декоративно-салонный привкус Малой Грузинки, оплота неподцензурного московского сюрреализма, опоздавшего ровно на полстолетия.

Елена Калашникова

Ссылка