Об обществе/ Традиция и Современность/ Императорское Общество Поощрения Художеств». (1820-1929)

История благотворительных обществ, направленных на поддержку художеств и ремесел насчитывает много десятилетий успешной деятельности. Пример тому Императорское общество поощрения художеств (ОПХ), просуществовавшее в Санкт-Петербурге более ста лет. Его история отсчитывается с 1820 года. До 1875 года оно именовалось Общество поощрения художников.

Само по себе Императорское общество поощрения художеств было явлением замечательным. Оно было основано по инициативе меценатов И. А. Гагарина, П. А. Кикина, Ф. Ф. Шуберта и художников-любителей А. И. Дмитриева-Мамонова и Л. И. Киля. В «Основных правилах» значились цели общества: «…помогать художникам, показывающим дарование, и способствовать к распространению всех изящных искусств…».

В 1821 г. в Обществе состояло десять членов, в конце 1820-х гг. их число превысило семьдесят. С момента основания общество находилось под покровительством императора. Получая от двора денежные субсидии и целевые пособия, оно поддерживало художников материально: помогало в реализации их произведений, доставало заказы на работы, устраивало выставки-продажи, художественные лотереи, аукционы, конкурсы. На гранты общества за границей обучались молодые художники (А.А.Иванов, К.П.Брюллов, А.П.Брюллов, Г.Г. Чернецов, Н.Г. Чернецов и другие). С 1857 г. в ведении Общества находилась рисовальная школа для «вольноприходящих». Школа была поистине демократичной: плату за обучение не брали и впервые не только в России, но и в Европе, были созданы женские классы. В школе преподавали выдающиеся педагоги: Иван Николаевич Крамской и Павел Петрович Чистяков. Ряд её воспитанников (В.В. Верещагин, И.Е. Репин и другие) продолжали обучение в Академии Художеств.

В первой половине XIX в. Общество развернуло обширную издательскую деятельность, целью которой была популяризация произведений русских художников. Велика заслуга ОПХ в развитии литографической техники. Лучшими альбомами, изданными в 1820-30-е гг. на средства Общества, стали «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», «Портреты знаменитых россиян», «Сцены из русского народного быта» И. С. Щедровского и другие. Оригиналы для литографических альбомов по заказу ОПХ выполняли художники К. П. Беггров, А.П. Брюллов, С. Ф. Галактионов. Активно сотрудничали с Обществом А.Г.Венецианов и художники его школы, переводя в литографии многие живописные оригиналы. ОПХ также способствовало выпуску учебных пособий, атласов и монографий для начинающих художников. На его средства с 1823 г. под редакцией В. И. Григоровича издавался «Журнал изящных искусств», а с 1836 по 1839 г. «Художественная газета» под редакцией Н.В.Кукольника. В 1898-1901 гг. Общество издавало журнал «Искусство и художественная промышленность» под редакцией Н. П. Собко, а в 1901-08 гг. журнал «Художественные сокровища России» под редакцией А. Н. Бенуа.

В 1870 г. при Обществе был основан Художественно-промышленный Музей. Его основу составила коллекция прикладного искусства, пожалованная Александром II, фарфор производства Императорского завода, переданный в дар Обществу императрицей Марией Александровной.

В 1882 г. был принят новый Устав ОПХ, который закрепил его новое название «Императорское общество поощрения художеств». К своим задачам Общество добавило: «…распространять художественное образование среди ремесленников и вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества». Этот Устав действовал до 1917 г., когда на общем собрании Общество было переименовано во "Всероссийское общество поощрения художеств". Своей главной задачей Общество считало теперь сохранение Рисовальной школы и преобразование ее под руководством Н.К. Рериха в Свободную академию, дающую законченное художественное образование. Однако в апреле 1918 г. по распоряжению правительства капитал Общества был аннулирован, а школу передали в ведение отдела ИЗО Наркомпроса, где она была сведена к художественно-промышленным мастерским под руководством Н.А.Тырсы.

С этого времени в деятельности Общества большое значение приобрели аукционы предметов искусства и старины. Особенно ценные предметы приобретались Комитетом общества и безвозмездно передавались в Эрмитаж и Русский музей. Члены Общества читали лекции по вопросам искусства. Продолжалась и собственно художественная деятельность: в 1928 г. была организована секция граверов, а в 1929 г.- секция акварелистов; обе они существовали как профессиональные художественные объединения. С 1924 г. Общество находилось в ведении Российской Академии истории материальной культуры, а в 1930 г. было упразднено.