Спецпроекты/ Выставки/ 2008/ Арт Москва 2008/ Описание проекта

Деревянные истины

Объекты художников нонконформистов 70х-90х годов

Приоткрыть неизвестную страницу творчества получивших сегодня признание и известность художников предложил Андрей Ерофеев. Еще на рубеже 90х в начале формирования им коллекции российского современного искусства вошедшей в последствии в коллекцию Третьяковской галереи, Ерофеев осуществил масштабную выставку «В сторону объекта». Его предложение Фонду «Общество поощрения художеств» и галереи ОПХ собрать экспозицию на АртМоскве 2008 по узко формальному принципу деревянного объекта предполагало продолжение исследования истории российского искусства.

Логика обращения к дереву в кругу неофициальных художников-нонконформистов, разрабатывающих новые языки искусства, было не столько связано с пластичностью скульптуры, сколько с концептуальностью реди мейда и объекта.

В 70е неофициальные художники обнаруживают скрытый в дереве авангардный потенциал. Не только как в материале доступном и легком в обработке, и, следовательно, пригодном для эксперимента (как это было во времена первого русского авангарда). В первую очередь оказывается существенной сокрытая в материале критичность.

Для скульпторов Александра Косолапова, Леонида Сокова и художника Ростислава Лебедева обращение к дереву - это обращение к смеховой народной культуре через эстетику деревянной игрушки. Ироничность, симмуляционность, профанность и примитивизм деревянного объекта высмеивает советский образ жизни, низводит до уровня анекдота советский миф, таким образом, высвобождая из под его пресса. Лирическое противостояние свободы и несвободы становится лейтмотивом творчества Симоны Сохранской.

Первый опыт работы с деревом художников Игоря Шелковского и Ростислава Лебедева связан с рельефом абстрактной живописи и ассамбляжем. Так же как в традиции американского искусства объект рождается не из скульптуры, а из станкового произведения. Отделившись от стены их объекты, одновременно с этим также приобретают и острое социальное звучание, характерное в целом для нонконформизма 70х.

В отличие от 70х годов, деревянные объекты которых были связаны со смеховой народной традицией, в 80е на рубеже смены политического строя, времени идеологического хаоса, посредством дерева, как первоосновы, создаются глубинные метафизические образы. Игорь Макаревич, одним из первых обратившийся к жанру объекта еще в 70х и Александр Соколов, профессиональный скульптор, работавший с камнем, достаточно поздно приходят к деревянному объекту. Но их подход фундаментален. В конце 80х - 90х в руинах идеологии дерево оказывается синонимом жизни и в нем обнаруживается глубокий метафизический смысл. Дерево как первоэлемент вступает в полемический диалог с камнем и металлом в эзотерических объектах Александра Соколова. В мифологии, выстраиваемой из проекта в проект Игорем Макаревичем дерево становиться материалом, иронично, но воплощающим русскую идею.

Однако в отличие от камня и металла, призванных запечатлеть величие и мощь цивилизаций, дерево остается вне идеологии. Но в глубинах человеческого сознания присутствует особое доверие к дереву. О нем красноречиво свидетельствует известное народное суеверие - постучать по дереву «от сглаза», чтобы желаемое исполнилось.

Куратор проекта Оксана Саркисян.

Новости раздела