Спецпроекты/ Выставки/ 2008/ Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты/ Пресс-релиз

ИЛЬЯ И ЭМИЛИЯ КАБАКОВЫ

МОСКОВСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ.

16 сентября – 19 октября 2008 года

«Ворота»

ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Альтернативная история искусств»

«Красный вагон»

Центр Современной Культуры «Гараж»

«Жизнь мух»

«Туалет»

Центр современного искусства ВИНЗАВОД

«Игра в теннис»

Центр современного искусства ВИНЗАВОД, галерея М&Ю Гельман

Организаторы:

Министерство культуры РФ

Правительство г. Москвы

Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина

Художественный фонд «Московская биеннале»

Центр Современной Культуры «Гараж»

Генеральный партнер:

IRIS Foundation

Соорганизаторы:

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Центр современного искусства ВИНЗАВОД

Фонд «Общество поощрения художеств»

Фонд «Современный Город»

Партнер:

ArtMedia Group

Куратор: Иосиф Бакштейн

Куратор-консультант: Роберт Сторр

Координатор: Марат Гельман

С 16 сентября по 19 октября в Москве проходила беспрецедентная по своему масштабу ретроспективная выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты».

Это самый крупный в России проект знаменитых художников, чьи имена входят в первую десятку мировых художественных рейтингов. Произведениями Кабаковых гордятся ведущие музейные собрания, их выставки проходят на самых престижных выставочных площадках. Их инсталляции «Человек, который улетел в космос» (Париж, Центр Жоржа Помпиду, 1989), «Мост» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1992), «Жизнь мух» (Кёльн, Кунстхалле, 1992), «Туалет» (Кассель, Документа IX, 1992) и другие стали знаковыми работами для искусства ХХ века. Музей в Висбадене, в 1999 году приобретший инсталляцию «Красный вагон», намерен посвятить творчеству художников целое крыло в новой части экспозиции.

Свидетельством признания заслуг Ильи Кабакова в современном искусстве стали многочисленные международные награды: почетный приз Венецианской биеннале (1993), врученный после показа инсталляции «Красный павильон»; приз Йозефа Бойса одноименного фонда в Базеле, присвоение звания «кавалера» французского Oрдена изящных искусств и литературы, звания Почетного доктора университета в Берне (2000) и многие другие.

Выставочный проект «Ретроспектива» совпадает с двумя юбилейными датами: 30 сентября Илье Кабакову исполнилось 75 лет и в нынешнем же году – 20 лет с тех пор, как один из основателей московского концептуализма покинул несуществующую теперь страну. Его нынешнее возвращение в новую Россию - не обращение к прошлому, а начало новой истории мастера.

Илья Кабаков первым открыл для западных зрителей неведомый им мир коммунального существования нескольких поколений советских людей - место встречи идеологии и быта, публичного и приватного. Созданный Кабаковым жанр «тотальной инсталляции» позволял каждому зрителю ощутить себя персонажем особого мира, пережить драму одиночества в неизбежном коллективе, прочувствовать этот мир как телесный опыт, спотыкаясь на его сломанных ступеньках. Как признавался сам художник, говоря о работе «Красный вагон», «я экспортировал, в сущности, куб советского воздуха». Его инсталляции можно рассматривать как философско-художественную энциклопедию жизни исчезнувшей советской Атлантиды. Ироничный наблюдатель и тонкий аналитик, Кабаков стал для Запада не только проводником в незнакомый мир, но и помог увидеть между двумя разными мирами сходство. Он сделал явной связь советской утопии с поиском и трагедией русского авангарда, вписал его в европейскую традицию экзистенциального абсурда. Фактически Кабаков дал ключ к его пониманию, осуществив перевод с советского диалекта на язык современного искусства.

Проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты» подготовлен Кабаковыми специально для Москвы. Само расположение выставочных площадок проекта оказывается наглядной метафорой истории искусства ХХ века: ГМИИ имени А.С. Пушкина - музей классического искусства, основанный Иваном Владимировичем Цветаевым; центр «Гараж» - уникальное здание, возведенное по проекту великого архитектора Константина Мельникова; наконец, ВИНЗАВОД - площадка актуального искусства, самых известных галерей на территории бывшего советского производственного комплекса.

В ГМИИ им. А.С.Пушкина был представлен новый проект «Ворота». Музей это последняя гавань, куда «причаливает» произведение искусства после странствий по миру. Эта тихая пристань может служить символом вечности. В центре инсталляции, которой автор дал определение «последняя работа художника», дверь в «иное пространство».

Основная выставка московского проекта – «Альтернативная история искусств» открылась на новой художественной площадке Москвы – в Центре Современной Культуры «Гараж», которая открылась выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых.

Этот великолепный образец русского авангардизма стал ареной грандиозной мистификации, в которой сам Кабаков сыграл роль трех выдуманных им персонажей: Шарля Розенталя, жившего в начале ХХ века, «Кабакова» 70-х, для которого его однофамилец рисует новые работы, и Игоря Спивака, родом с Украины, чье творчество пришлось на 90-е годы. Ретроспектива работ трех художников, представляющих XX век, предлагает версию того, что было бы, если бы искусство не пошло вслед за Каземиром Малевичем.

Здесь же была построена точная копия «Красного вагона». Без колес, но всегда в пути, он - иллюзия того, что светлое будущее достижимо. Изнутри слышна музыка. Специально для этой инсталляции композитор Владимир Тарасов аранжировал мелодии популярных советских песен. Но войти в вагон с центрального входа не удастся. Обойдя его, зритель обнаружит вход «со двора», откуда можно, как в машине времени, попасть в прошлое.

В дальнейшем «Гараж» планирует представлять основные направления западного и российского послевоенного искусства, а также обещает стать полем актуальных культурных экспериментов, пространством новых коммуникаций и творческих инициатив, образовательных программ.

На территории Центра современного искусства ВИНЗАВОД были воссозданы три известных инсталляции. В Цехе Белого - «Жизнь мух», выполненная в стиле «научной» экспозиции советского провинциального музея с его атмосферой «безнадежной скуки, в которой мрут даже мухи». Тем не менее, скучать не приходилось: вдумчивый посетитель мог погрузиться в скрупулезное изучение цивилизации мух, которая по версии автора оказывает огромное влияние на человечество: на политику, экономику, финансы и, конечно, искусство. Концерт для мух служит тому дополнительным подтверждением.

Здесь же на ВИНЗАВОДе посетители могли увидеть инсталляцию «Туалет», ставшую в 1992 году сенсацией кассельской «Документы». За фасадом - обстановка обычной советской квартиры. Здесь мы обнаружим сортирные дыры, соседствующие с диваном, обеденным столом, коврами, - советский мещанский стандарт благополучия в пространстве общественного отхожего места.

На ВИНЗАВОДе в галерее М&Ю Гельман была представлена инсталляция «Игра в теннис». Играли Илья Кабаков и Борис Гройс. Увидеть происходящее можно было на мониторах. Не то чтобы игроки достигли уровня Бориса Беккера или Марата Сафина, но ведь главное – удовольствие от процесса. Одновременно зрители могли насладиться плодами и другой «игры», результаты которой написаны мелом на черных школьных досках. Диалоги философа Бориса Гройса и художника Ильи Кабакова представлены как пять раундов теннисного турнира, где вопрос – подача, на которую следует ответный удар.

Выставочный проект Ильи и Эмилии Кабаковых в Москве - событие не только культурной, но и огромной общественной значимости. Философско-художественное осмысление семидесятилетней эпохи социального эксперимента, посильное лишь для глубоко русских художников, одновременно даст возможность увидеть путь, пройденный за последние годы новой Россией.

17-18 сентября в Центре Современной Культуры «Гараж» состоялся симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика», приуроченный к открытию в Москве ретроспективной выставки Кабаковых. В работе симпозиума приняли участие известные кураторы, критики, искусствоведы, исследователи современного искусства. Была предусмотрена дискуссия с участием Роберта Сторра, Бориса Гройса, Мэтью Джесси Джексона, Джонатана Файнберга, Гарри Тинтероу, Екатерины Деготь, Маргариты Тупицыной, Сергея Гордеева, Ланса Фунга, Ибрагима Меламеда, Амей Уоллах.

Выставочный проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты»» является первым проектом программы «Классика современного искусства», осуществляемой Московской биеннале современного искусства.

Даты работы выставок для публики:

16.09 – 19.10 «Ворота», ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 14 (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков), стоимость билета 60 рублей

17.09 – 19.10 «Альтернативная история искусств», «Красный вагон»

Центр Современной Культуры «Гараж», ул. Образцова, 19, вход бесплатный

18.09 – 15.10 «Жизнь мух», «Туалет», «Игра в теннис»

Центр современного искусства ВИНЗАВОД, 4-й Сыромятнический пер., д.1 стр.6, вход платный

Новости раздела