Спецпроекты/ Выставки/ 2007/ Соц-арт. Политическое искусство в России/ Описание проекта

Выставка задумана как первая ретроспектива стиля «Соц-арт». Это был следующий после конструктивизма самостоятельный, совершенно оригинальный стиль, созданный российскими художниками в русле международного искусства. Выставка представляет в хронологическом развитии около 200 произведений российских художников с начала 1970-х до наших дней.

Соц-арт – термин, придуманный художниками-соавторами Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972 году по аналогии с западным поп-артом и сочетающий названия двух направлений в искусстве ХХ века советский «соцреализм» и американский «поп-арт». Соц-арт ставил своей задачей исследование современного ему художественного языка и этим языком оказывается единственный распространенный в Советском Союзе (на тот момент) стиль – социалистический реализм. Художники демифологизируют советский парадный стиль через иронию, они вводят абсурдистские элементы и произведения теряют свой идеологический пафос. Так, среди участников ялтинской конференции появляется инопланетянин из одноименного фильма Стивена Спилберга, а большевики, возвращающиеся после демонстрации, встречают крошечного динозавра. Комара&Меламид прославляют рождение социалистического реализма, изображая вождя народов вдохновленного прекрасной музой. Себя художники видят юными пионерами (двойной портрет).

 

                 

                      

 

Значительную роль в развитии соц-арта сыграла эмиграция художников в США в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Художники начинают обращаться к местному, например американскому материалу. Теперь «соц-арт» встречается с «поп-артом», так в работах Александра Косолапова растиражированный на советских деньгах профиль Ленина рекламирует кока-колу.

 

      

             

             


Художник Леонид Соков придает своим произведениям грубую фактурность примитивного «ручного» труда. Создается впечатление, что его скульптуры на социалистическую тематику – бюст Андропова, сердце Корвалана, очки выполнены не профессиональным художником, а русским Левшой, причем топором. Такая рукотворность напоминает народную «богородскую игрушку», кажущаяся примитивность изготовления профанирует любую, самую жесткую идеологию, делая ее безобидной и комичной.

 

   

   

 

Произведения Бориса Орлова отличаются от работ других «соц-артистов». Художник не только разрушает художественный образ власти, он ставит глобальную задачу по разоблачению любого тоталитарного сознания. Для него неважно, какая именно власть – имперская, милитаристская или религиозная – является способом подавления. Он деконструирует разрушает само это понятие – «власть». Свидетельством власти и ее подтверждением являются ордена и медали – любимые образы Бориса Орлова. Он украшает ими парадный скульптурный портрет, делает из них иконостас: они самодостаточны, так как никому конкретно не принадлежат, награжденный герой неизвестен.

 

   

 

 

 

В современном разделе выставки экспонировались произведения нового поколения художников, - О. Кулика, С. Мироненко, К. Звездочетова, А. Осмоловского, В. Дубосарского & А. Виноградова, В. Кошлякова, Д. Цветкова, группы «Синие Носы» и др. В их работах все становится темами для осмысления - политическая борьба между партиями, отношения общества и власти, разнообразные коллизии переживаемые современным российским обществом.