Выставка задумана как первая ретроспектива стиля «Соц-арт». Это был следующий после конструктивизма самостоятельный, совершенно оригинальный стиль, созданный российскими художниками в русле международного искусства. Выставка представляет в хронологическом развитии около 200 произведений российских художников с начала 1970-х до наших дней.
Соц-арт – термин, придуманный художниками-соавторами Виталием Комаром и
Александром Меламидом в 1972 году по аналогии с западным поп-артом и
сочетающий названия двух направлений в искусстве ХХ века советский
«соцреализм» и американский «поп-арт». Соц-арт ставил своей задачей
исследование современного ему художественного языка и этим языком
оказывается единственный распространенный в Советском Союзе (на тот
момент) стиль – социалистический реализм. Художники демифологизируют
советский парадный стиль через иронию, они вводят абсурдистские элементы
и произведения теряют свой идеологический пафос. Так, среди участников
ялтинской конференции появляется инопланетянин из одноименного фильма
Стивена Спилберга, а большевики, возвращающиеся после демонстрации,
встречают крошечного динозавра. Комара&Меламид прославляют рождение
социалистического реализма, изображая вождя народов вдохновленного
прекрасной музой. Себя художники видят юными пионерами (двойной портрет).
|
|
Значительную роль в развитии соц-арта сыграла эмиграция художников в США
в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Художники начинают обращаться к
местному, например американскому материалу. Теперь «соц-арт» встречается
с «поп-артом», так в работах Александра Косолапова растиражированный на
советских деньгах профиль Ленина рекламирует кока-колу.
|
|
|
Художник Леонид Соков придает своим произведениям грубую фактурность
примитивного «ручного» труда. Создается впечатление, что его скульптуры
на социалистическую тематику – бюст Андропова, сердце Корвалана, очки
выполнены не профессиональным художником, а русским Левшой, причем
топором. Такая рукотворность напоминает народную «богородскую игрушку»,
кажущаяся примитивность изготовления профанирует любую, самую жесткую
идеологию, делая ее безобидной и комичной.
|
|
|
Произведения Бориса Орлова отличаются от работ других «соц-артистов». Художник не только разрушает художественный образ власти, он ставит глобальную задачу по разоблачению любого тоталитарного сознания. Для него неважно, какая именно власть – имперская, милитаристская или религиозная – является способом подавления. Он деконструирует разрушает само это понятие – «власть». Свидетельством власти и ее подтверждением являются ордена и медали – любимые образы Бориса Орлова. Он украшает ими парадный скульптурный портрет, делает из них иконостас: они самодостаточны, так как никому конкретно не принадлежат, награжденный герой неизвестен.
|
|
|
|
В современном разделе выставки экспонировались произведения нового
поколения художников, - О. Кулика, С. Мироненко, К. Звездочетова, А.
Осмоловского, В. Дубосарского & А. Виноградова, В. Кошлякова, Д.
Цветкова, группы «Синие Носы» и др. В их работах все становится темами
для осмысления - политическая борьба между партиями, отношения общества
и власти, разнообразные коллизии переживаемые современным российским
обществом.
|
|
|
||
|
|
|