Спецпроекты/ Выставки/ 2008/ Вячеслав Калинин. Живопись. Графика./ Пресс-релиз

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея |

Фонд «Общество поощрения художеств»

представляют выставку

ВЯЧЕСЛАВ КАЛИНИН

Живопись. Графика

Пресс-показ – 9 октября в 15.00

Вернисаж – 9 октября в 17.00

Выставка открыта с 10 октября по 9 ноября 2008

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Третьяковская галерея знакомит зрителей с одним из известных представителей «другого искусства». Персональная выставка Вячеслава Калинина впервые организована в музейном пространстве в преддверии 70-летия художника.

Вячеслав Васильевич Калинин (род. 1939), выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища, заявил о себе уже в 1965 году, когда в Институте ядерной физики имени И.В.Курчатова состоялась его первая выставка (совместно с Эриком Булатовым). Был активным участником ряда нашумевших коллективных выступлений, когда свое неподцензурное творчество демонстрировали признанные ныне классиками художники московского «андеграунда». Это, в частности, выставка из собрания А.Глезера в Тбилиси (1967), выставка во дворе дома американского журналиста Э.Стивенса в Москве (1970), а также легендарная экспозиция живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975). Не вписывавшийся в официальные арт-структуры, не состоявший в Союзе художников СССР, Калинин, тем не менее, много выставлялся, причем начиная с 1969 года – и за рубежом: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Франции, Дании, США.

Долгие годы был среди художников – членов Московского горкома графиков на «Малой Грузинке». В 1991 году по приглашению галереи Э.Нахамкина (США) Вячеслав Калинин вместе с семьей переселился за океан, где живет в Лос-Анджелесе, но в последнее десятилетие регулярно проводит часть года в Москве и деревне Прилуки на Оке.

В начале творческого пути Вячеслав Калинин сблизился с «Лианозовской группой», неоднократно посещал дом Евгения Кропивницкого, барак-мастерскую Оскара Рабина и, безусловно, испытал влияние этого мощного очага нонконформизма. Наряду с Владимиром Немухиным, Дмитрием Плавинским, Анатолием Зверевым, Александром Харитоновым и другими мастерами «неофициального искусства» входил в т.н. творческую «двадцатку». Постоянно взаимодействуя с художниками разнообразных направлений в московском «андеграунде», он остался в рамках фигуративного творчества. По словам Калинина, главному он научился сам, изучая то графику Дюрера, то живопись Босха, Кранаха и Врубеля. Художник рано выработал собственную живописную манеру, по сей день практически не изменившуюся, и нашел свою тему в причудливом быте памятной ему послевоенной Москвы, прежде всего дворов и улочек Замоскворечья, где прошло его детство.

Конкретные детали «из жизни», автобиографическое и жанровое начало переплетаются у В.Калинина с религиозными сюжетами и фантастическими мотивами. Одаренный рисовальщик, он охотно дает волю воображению, считая себя последователем романтической линии в московской школе живописи. Калинин вводит в свои произведения портреты реальных лиц, обнаженную натуру и зарисовки архитектурных достопримечательностей Москвы, однако тяготеет к символическим композициям, где настойчиво противопоставляет силы «света и тьмы». Характерные черты работ художника, созданных в духе карнавальной культуры, – гротескная перенаселенность действующими лицами, будто подхваченными вихрем, и своего рода раздвоение изображаемых предметов и персонажей, которые существуют одновременно в реальном и воображаемом пространстве. Сквозной темой творчества Калинина стал пестрый, напоминающий цыганский табор, но притягательный своей открытостью и доверчивостью, неунывающий «корабль дураков». В круг своих персонажей он помещает богемных интеллектуалов и расхристанных «бомжей», удивительно точно улавливая русские типажи. Зачастую живописец добавляет в водоворот предметов и лиц автопортреты, порой хитроумно их маскируя или наделяя карикатурными чертами.

В состав ретроспективы В.Калинина в Третьяковской галерее включены живопись и графика из коллекций ГТГ, музея «Другое искусство» в РГГУ, собрания автора, а также из нескольких российских и зарубежных частных коллекций – таких, как собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Михаила Алшибая и пр. Демонстрируется около 70 картин, созданных на протяжении почти полувека, с 1960 года по настоящее время, а также графические работы 1970-90-х – акварели, рисунки карандашом и пастелью, офорты, коллажи.

Впервые в Москве в музейном пространстве была показана персональная выставка Вячеслава Калинина, художника – шестидесятника, «нонконформиста», одного из представителей «лианозовского круга». Данная выставка – совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Фонда «Общество поощрения художеств»

Имя Вячеслава Калинина хорошо известно – он рано заявил о себе как о самостоятельной творческой личности: в 1963 году прошла его первая персоналия в Доме культуры Института атомной энергии им. Академика И.В.Курчатова. Он был участником почти всех ставших сегодня легендарными экспозициями - выставки живописи и графики из собрания А.Глезера, Тбилиси (1967); выставка, организованной в доме Э. и Нины Стивенс в Москве (1970); выставка живописи на ВДНХ, павильон «Пчеловодство» (1975).

Этими выставками художники завоевали себе право на оригинальный изобразительный язык, на свободу высказывания. И хотя Калинин всегда был чужд политической конфронтации, он был верен темам, почерпнутым в своей юности, в жизни послевоенной Москвы, во дворах Замоскворечья… Калинин стремился сохранить живую нить, связывающую его собственное существование с его творчеством, где правдивые детали соседствуют с фантастическим, а проза и драматизм жизни – с легендой или анекдотом. Выставка произведений Вячеслава Калинина была первой персоналией в выставочном зале Горкома художников-графиков (так называемой Малой Грузинкой, 1979-1980). В 1992 Калинин с семьей уехал в США по приглашению галереи Э.Нахамкина, и с 1996 года до сегодняшнего дня его жизнь проистекает между двумя странами: часть года он живет в Лос-Анджелосе, летом – он по-прежнему работает в деревне Прилуки, под Владимиром.

К выставке подготовлен каталог, в котором опубликовано более ста пятидесяти произведений живописи и графики художника, выполненных в течение всего его творческого пути – от пастелей, выполненных в 1959-1961 годах в стенах Абрамцевского училища до живописных работ, исполненных летом этого года в деревне Прилуки.

«…Когда я работаю, виденное мной в действительности и воображаемое переплетаются. Словно и наблюдаемые объекты, и я, наблюдающий, находимся в постоянном движении. Стараюсь зафиксировать это состояние в пространстве. Свет и тьма приходят в конфликт – и этот конфликт постоянен.

Один и тот же объект на моей картине существует и в реальном пространстве, и в нереальном, он и собирается в цельный образ, и дробится на мельчайшие атомы. Прошлое и настоящее образуют единый поток, и он ни минуты не стоит на месте, стремительно несется, образуя будущее. Непрерывно меняющееся течение жизни я и стремлюсь отразить в своих картинах

Меня иногда причисляли к художникам «фантастической ирреальности», однако я считаю себя последователем реалистического письма Московской школы живописи…»

Вячеслав Калинин

«… едва ли не важнейшей школой Калинина был московский послевоенный быт, гротескный, растрепанный, нищий. Детство мастера прошло в районе Балчуга, в Кадашевском переулке, среди кривых проулков и заросших двориков Замоскворечья. Живописная расхристанность тогдашней жизни – с лихими голубятниками и картежниками на крышах, с кухонными дрязгами коммунального жилья – навсегда осталась в памяти. Сквозь все картины Калинина словно проплывает некий пестрый «корабль дураков», где пьяницы и гадалки, богемные интеллектуалы и веселые бомжи составляют единый табор, лоскутное сообщество, не унывающее среди окружающего хаоса. Фигурам тесно, они скручиваются жгутом, но продолжают свой отчаянный карнавал. Удивительна типажная сочность персонажей Калинина, среди них постоянно угадываешь собственных знакомых, настолько метко уловлены общие черты, накладываемые на человека местом и временем…И повсюду в гуще людей и предметов буквально как грибы прорастают многочисленные автопортреты, то импозантные и важные, то ехидно карикатурные, то вообще замаскированные под декоративную безделицу вроде медальончика на чайнике. Сам художник подает пример магического вездесущия, пребывая в картине наподобие домового в избе…»

Михаил Соколов, доктор искусствоведения

Новости раздела